Автомобилистам стало проще купить полис ОСАГО. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) одобрила соглашение страховщиков о «Едином страховом агенте» и уже дан старт в его работе. Как система обеспечит доступность автогражданки и какие плюсы и минусы видят эксперты, узнавал Chelfin.ru.
В соглашении говорится, что страховые компании, имеющие филиалы в Волгоградской, Мурманской, Ростовской, Ивановской, Челябинской областях и в Краснодарском крае, выступят агентами тех страховщиков, которые не представлены в названных регионах, и будут реализовывать их полисы. Такие компании-агенты обязаны начать эту деятельность уже со 2 августа текущего года. То есть система уже начала свою работу и Российский союз автостраховщиков (РСА) проинформировал об этом всех участников соглашения, сообщил президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс, отметив, что проект запускается для повышения доступности полисов ОСАГО в данных шести регионах. К соглашению присоединились 69 страховщиков, занимающих 98% рынка обязательного автострахования.
В «Росгосстрахе» положительно оценивают работу, проводимую по запуску системы «Единого агента», считая важным аспектом функционирования этой системы договоренность о введении максимального порога по доле рынка в нерентабельных регионах на уровне 20%, которая была поддержана ЦБ и одобрена членами президиума РСА. «Мы уверены, что “Единый агент” – это правильный и важный шаг на пути преодоления кризиса на рынке ОСАГО. Данная система должна быть гибкой, направленной на улучшение снабжения автомобилистов полисами ОСАГО в проблемных регионах, а также должна быть построена на принципах справедливости и соблюдения интересов всех участников рынка, в том числе в вопросах определения квот по долям», – говорит директор филиала компании РОСГОССТРАХ в Челябинской области Сергей Блинов.
Он отмечает, что на сегодняшний день актуальной остается задача проработки всех бизнес-процессов, связанных с «Единым агентом», а также решение ряда вопросов, к которым, в частности, относится вопрос отказа от привязки к ПТС при определении компании при продаже через «Единого агента». Еще одной важной задачей, по мнению специалиста, является отладка механизма автоматического ограничения продаж того или иного страховщика в регионе, если его квота по доле уже достигнута (чтобы не было внепланового перебора). А также иные вопросы процедурного характера и документооборота, в том числе обеспечение безошибочности ввода данных в систему, контроль за бланками строгой отчетности, коммуникации между компаниями и прочее.
«Рабочая группа РСА должна будет предложить решение вышеперечисленных вопросов к Общему собранию членов РСА. Мы уверены, что если удастся продолжить диалог по системе “Единого агента” в конструктивном русле и найти совместно решение всех вышеперечисленных задач, связанных с данным Соглашением, то оно может стать одним из эффективных инструментов для улучшения ситуации на рынке ОСАГО», – уверен Сергей Блинов.
Директор дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев рассказал, что компания уже присоединилась к многостороннему агентскому соглашению. Система будет действовать до 1 июля 2017 года с целью решения проблемы доступности ОСАГО в отдельных регионах. Перечень территорий, где может быть подключена система «Единого агента», со временем может быть расширен.
«Челябинская область входит в список проблемных регионов, со вчерашнего дня “Ингосстрах” уже предлагает клиентам не только свои полисы ОСАГО, но и полисы других страховых компаний в Челябинской области, – поясняет Виталий Княгиничев. – Страховщик, от имени которого Агент будет заключать договор ОСАГО с конкретным клиентом, определяется в зависимости от номера паспорта транспортного средства, в отношении которого заключается договор (алгоритм определения страховщика будет зашит в программное обеспечение, обязательное для использования агентом)». Эксперт выделил лишь один минус этой системы, который возможен: повышение убыточности по данным проблемным регионам.
Генеральный директор СПАО «Ингосстрах» Михаил Волков добавил, что напряженная ситуация с приобретением полисов ОСАГО в некоторых регионах во многом была связана с деятельностью недобросовестных автоюристов, нацеленной фактически на обман граждан и приводящей к неконтролируемому росту убыточности по автострахованию. «Благодаря РСА состоялся запуск механизма, позволяющего нам снять имеющуюся социальную напряженность и обеспечить население полисами ОСАГО в необходимом объеме. С началом работы системы все проблемы с доступностью полисов ОСАГО решены», – отметил специалист.
Директор по развитию страхования СК «МАКС» Сергей Печников также говорит о вероятности повышения убыточности страховщиков и расходов на ведение дела. Страховщики еженедельно должны будут обмениваться актами выполненных работ – агентским отчетами между друг другом, то есть больше 60 взаимных отчетов. «Насколько это поможет достижению цели доступности ОСАГО в “токсичных” регионах (регионах с высокой убыточностью) – покажет практика. При этом с января 2017 года закон предполагает обязательную продажу полисов ОСАГО в электронном виде (еОСАГО), после чего вероятнее всего продажи в этих регионах в значимой доли перейдут в электронную форму», – замечает эксперт.
«Единый агент» призван снизить напряженность на рынке продажи полисов ОСАГО, которая оставалась достаточно высокой на протяжении нескольких лет, считают игроки рынка. Автоюрист Лев Воропаев полагает, что система будет работать следующим образом: если наступит страховой случай, то ответственность по ОСАГО будет в равной степени поделена между всеми ведущими страховыми компаниями России. Потерпевший, обратившись в филиал компании, через которую он приобрел полис, сможет рассчитывать на получение страховой выплаты.
«Первая проблема, которую я вижу, это то, что количество работников филиалов страховых компаний, через которые осуществляется продажа полисов ОСАГО, должно быть кратно увеличено, – говорит эксперт. – Так как заинтересованность страховых компаний в продаже данного продукта, в том числе в нашем регионе, крайне низкая, то полагаю, что страховые организации не будут торопиться с расширением штата сотрудников». Также автоюрист не исключает и создание иных технических препятствий для того, чтобы снизить процент продажи полисов тех или иных страховых компаний в нашем регионе: например, страховые могут указывать на то, что закончились бланки полисов ОСАГО. Также есть риск, что регион не уйдет от извечной проблемы при продаже полисов – навязывание иных продуктов страхования. Хотя законодатель и предусмотрел различные решения данного вопроса, но, в связи с низкой правовой грамотностью населения и “выкручиванием рук” страховыми компаниями при продаже ОСАГО, полагаю, что данная проблема останется», – считает Лев Воропаев.
«Надеюсь, что Центральный банк РФ и РСА предпримут усилия для налаживания продуктивной и конструктивной работы данного механизма, дабы это решение не превратилось в очередной раз в фарс и очереди из граждан, которые в настоящее время образуются в филиалах и представительствах страховых компаний», – резюмирует Лев Воропаев.
«Единый агент» представляет собой систему продаж полисов ОСАГО одними страховщиками за других в проблемных регионах. Работает она с 1 июня, но в рамках двусторонних договоров. После подписания многостороннего соглашения, эти договоры больше не нужны.
Оригинал материала: http://chelfin.ru/text/news_fin/195707466379264.html?block