На несоответствие документа, важнейшего не только для наркологов, но и для водителей, которых инспекторы ГИБДД направляют на медобследование, обратил внимание юрист из Челябинска Лев Воропаев.
Напомним, что с 1 сентября в Кодексе об административных правонарушениях появилось такое примечание к статье 12.8, устанавливающей ответственность за нетрезвое вождение: "Административная ответственность наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха".
Однако инструкция минздрава, несмотря на вступивший в силу закон, оставалась неизменной еще с того момента, как в России были "обнулены" алкотестеры. В соответствии с пунктом 16 этой инструкции "заключение о состоянии опьянения в результате употребления алкоголя выносится при положительных результатах определения алкоголя в выдыхаемом воздухе при помощи одного из технических средств измерения, проведенного с интервалом 20 минут, или при применении не менее двух разных технических средств индикации на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе с использованием их обоих при каждом исследовании, проведенном с интервалом 20 минут. В пункте 16 акта медосвидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, отмечается, что забор биологического объекта для химико-токсикологического исследования не осуществлялся".
То есть врачам не предписывалось учитывать суммарную погрешность прибора. Более того, у приборов индикации, упомянутых в этой инструкции, ее вообще быть не может. Они проводят не количественный, а качественный анализ: есть алкоголь или нет. По сути, это электронный аналог трубок Шинкаренко-Мохова, которые вывели из употребления еще в 2008 году. То есть согласно этой инструкции врач мог признать пьяным водителя за минимальное содержание в выдохе алкоголя. Например, после выпитого пакета кефира или бутылки кваса. А суд на основании его заключения лишить водителя прав. Чтобы избежать таких ситуаций, и принимались поправки в КоАП. Однако после их вступления в силу такие случаи оставались. Именно поэтому Лев Воропаев решил обжаловать инструкцию в Верховном суде.
Примечательно, что представители минздрава на заседании суда заявили, что этот пункт не противоречит правовым актам большей юридической силы. Но упомянули, что сейчас планируется внести поправки в этот 16-й пункт.
Представитель минюста предложил: чтобы исключить неоднозначное применение этого пункта на практике, его требуется уточнить.
Генеральная прокуратура полностью поддержала требования юриста. Она упомянула, что вопреки нормам КоАП это положение инструкции предписывает выносить заключение о состоянии алкогольного опьянения при любых положительных значениях определения алкоголя в выдыхаемом воздухе, в том числе не превышающих 0,16 миллиграмма на литр, что не может быть признано законным.
Верховный суд, учтя все это, полностью удовлетворил требование Воропаева и решил признать недействующим с момента вступления в силу этого решения первое предложение пункта 16 этой инструкции в части вынесения заключения без учета суммарной погрешности измерений, установленной как 0,16 миллиграмма абсолютного этилового спирта на литр выдыхаемого воздуха.
Надо сказать, что текст этой инструкции уже в основном состоит из тех или иных решений Верховного суда. Особенно страдает от них именно этот 16-й пункт. Может, минздраву стоило бы наконец написать новую нормальную инструкцию с учетом всех вступивших в силу решений. Новое решение вступит в силу 6 января 2014 года, если минздрав его не обжалует.
Сатья из "Российской газеты" №6266 от 24.12.2013 г.