Центробанк РФ вынес предложение по решению проблемы недовольства владельцев ОСАГО и претензий автомобилистов к неадекватности сумм страховых выплат – обязать страховые компании выполнять ремонт вместо материальной компенсации. С такой инициативой выступил заместитель председателя ЦБ Владимир Чистюхин 24 февраля. «Сегодня у потребителя есть выбор: либо он получает деньги, либо ремонтирует машину. Но ведь смысл услуги страхования в том, чтобы после аварии вернуть автомобилю то же состояние, как до ДТП. Поэтому по общему правилу можно было бы предоставить страховым компаниям возможность организовать ремонт, и только если они не в состоянии его обеспечить, делать выплаты по расценкам, утверждённым единой методикой», – заявил зампред ЦБ РФ.
Предложение ЦБ скептично восприняли в обществе автомобилистов, объясняя тем, что такая мера ещё сильнее усугубит и без того сложную ситуацию на рынке автострахования.
– Всё, что принималось за последние годы в законодательстве, делалось в интересах страховых компаний, а не нас – автовладельцев, за счет кого эти компании и существуют. Ситуация, когда сумма компенсационной выплаты, которую насчитывают страховые, и сумма, насчитанная независимым оценщиком, разнится в десятки тысяч рублей, повсеместна, – высказал свое мнение на круглом столе, посвященном проблеме мошенничества на рынке автострахования, председатель общества автомобилистов Челябинской области, член Общественной палаты Челябинской области Николай Живец. – С принятием закона о том, что страховые будут обязаны производить ремонт пострадавшего автомобиля, а не осуществлять материальную компенсацию, автовладельцев лишают права выбора и вынуждают обслуживать свое частное имущество там, куда пошлют.
Позицию Николая Живца поддерживает и директор Центра правовой поддержки автомобилистов «Статус» Андрей Милованов, отметивший, что это отнюдь не единственные недоработки в нашем законодательстве в отношении страховых компаний.
– Помимо причиненного в результате страхового случая материального ущерба, нигде не учитывается время, которое теряет владелец автомобиля, пока производятся разбирательства и ремонтные работы. Для таксистов, например, это прямая потеря прибыли и средств для жизни. Страховщики пользуются тем, что не все готовы терять время и нервы, доказывая справедливость, – добавил Андрей Милованов.
В отношении высказанной ЦБ инициативой с правозащитниками не согласился директор страхового брокера «Щит» Денис Иванов.
– Не будет денежных выплат – не будет и мошенников, которые намеренно подстраивают ситуации для извлечения финансовой выгоды из страховых компаний. А что касается отсутствия выбора сервисного центра, который привязан к вашей страховой, то извольте – у каждой компании по 10-15 точек, производящих ремонтные работы. Каждый может выбрать заранее, – отметил автостраховщик.
Директор компании «Автоадвокат» Наталья Усова отметила, что в ее практике разница в суммах начисленной страховой компанией выплаты и выигранной в суде, включая неустойки, штрафы, судебные издержки, порой доходила до 100 тысяч и выше.
– Очень редко, когда страховая добровольно осуществляет адекватные выплаты. Помимо затраты времени на судебные разбирательства с привлечением автоюристов, важно отметить, что размер начисляемой компенсации не соответствует рыночным ценам, плюс выплаты производятся с учетом износа. Условно говоря, за капот машины 2008 года выпуска страховая выплатит 50% от текущей его стоимости, а в сервисном центре вам придется доплатить эту разницу, – добавила Наталья Усова.
Вал жалоб на поддельные полисы
С поднятием стоимости ОСАГО участились жалобы на поддельные полисы, отмечают автоюристы.
– Люди берут эти поддельные ОСАГО за 1,5 тысячи рублей, рассчитывая на то, что не попадут в аварию. У нас ведь все живут «на авось», сегодняшним днем. Но людей тоже можно понять – в кризис каждая копейка на счету, и ОСАГО по 10-15 тысяч рублей для кого-то – накладные траты, – пояснил автоюрист Лев Воропаев.
Ситуация с поддельными полисами ОСАГО выявляется зачастую по привычной схеме: попав в ДТП, автовладелец обращается в свою страховую компанию, филиала которой, как оказывается, в Челябинске уже нет, и человека отправляют в Москву. В Москве, соответственно, тоже такой компании не находится. Лев Воропаев отметил, что здесь важно разделять две ситуации: мошеннические поддельные полисы и полисы, которые действительно выпускались РСА и были проданы брокеру, чьи филиалы по каким-либо причинам ликвидированы в нашем регионе. В первом случае все претензии только к виновной стороне, во втором случае можно обращаться в суд по месту жительства, добавил автоюрист.
Клиенты не довольны начислением «бонус-малуса»
За IV квартал 2015 года субъекты страхового дела заняли первое место по числу обращений граждан в Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, которая рассматривает жалобы на некредитные финансовые организации (НФО), поступающие в Банк России. 77% поступивших обращений касалось деятельности субъектов страхового дела, из них подавляющее большинство – 82% – составили жалобы по поводу ОСАГО, где 80% претензий затрагивало проблему неверного расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ), сообщается на сайте регулятора.
– Обращения на некорректное начисление коэффициента за безаварийную езду имеют массовый повсеместный характер. Связано это в основном с тем, что предыдущие автостраховые компании забывают внести данные в единую систему начисления КБМ, – прокомментировала Наталья Усова.