пр. Ленина 83,
ул. 40 л. Победы 5
8-902-602-88-33
Режим работы:
пн-пт с 9-21, сб-вс с 12-18
settings_phone Обратный звонок

Юристы с большой дороги

Дела "лишенцев"

Москвич Сергей Кондрашин год назад попробовал себя в роли автоюриста на общественных началах. Его знакомый попал в ловушку перепланировки дорожного движения возле станции метро "Сокол": часть Малого Песчаного переулка превратили из "двусторонки" в "односторонку", а соответствующие знаки развесили не везде. В том месте, где на улицу с односторонним движением выехал "против шерсти" знакомый Кондрашина, их как раз не было. Такие ситуации описаны на многочисленных автомобильных форумах: даже ничего не нарушив, водитель оказывается на встречной полосе. Обычно в таких местах любят стоять сотрудники ГИБДД, ведь это "лишенческая" статья (статья 12.15 КоАП, срок лишения права управления транспортным средством — от 4 до 6 месяцев).

Сергей Кондрашин решил помочь знакомому в мировом суде. Для этого он распечатал карту проблемного участка из Google Maps и сделал фотоснимки, показывающие, что запрещающих знаков на маршруте привлекаемого не было. В суде он ознакомился со схемой правонарушения, составленной милицией, нашел в ней ошибки. Написал ряд ходатайств. В результате судья вынесла решение в пользу привлекаемого. Еще пять аналогичных дел с того же участка дороги, решавшихся той же судьей в тот же день, закончились для привлекаемых лишением водительских удостоверений, замечает Кондрашин: "Люди пришли в суд, думая, что их дело так очевидно, что не надо готовиться. Я же победил бюрократическими методами: судьи опасаются, когда привлекаемый хорошо подготовлен. Любой человек, умеющий читать, может подготовиться к защите своих интересов".

Впрочем, опытный автоюрист не разделяет такого оптимизма. "Подобные неочевидные места — очень хлебные для гаишников, по ним очень много судебных решений о лишении прав,— рассказывает соучредитель компании "Дороги и право" Инесса Блинова.— За некоторые мы не беремся в принципе, понимаем: судья за это нарушение привлек к ответственности не одну тысячу человек и нашего клиента тоже лишит. Например, около торгового центра XL на Дмитровке есть выезд с "кирпичом" в кустах, которого не видно. И за ним абсолютно абсурдный участок "встречки" всего около трех метров. Гаишники там постоянно, и в Тимирязевском суде по этому участку лишают прав каждый день. Или Дубининская улица рядом с Павелецким вокзалом. Хотя там некорректно стоят знаки и можно выехать на "встречку", даже ничего не нарушив, клиентов оттуда мы не берем. Хотя в другом суде к нашим аргументам могли бы прислушаться".

3 января 2010 года в дорожный капкан на Дубининской улице попался популярный артист Борис Моисеев — репортажи о лишении прав исполнителя "Голубой луны" даже попали на телевидение. Сообщения об инциденте исполнены умиления, лейтмотив таков: гаишники применили всю строгость закона даже к звезде, регулярно выступающей на праздничных концертах МВД. Сам артист сообщил "Деньгам", что недоволен работой министерства, в котором трудится столько его поклонников. "Там шел ремонт дороги, а знака не было. Сотрудник ГИБДД стоял и спокойно собирал штрафы, но из меня решил сделать шоу. Я пришел на суд, рассказал всю правду. Решение принимали уже без меня, когда пришел тот гаишник и говорил все, что хотел. Второй раз на суд я уже не поехал — лучше не трогать, вонять не будет". Также артист решил, что услуги автоюриста — это лишнее.

Если верить статистике, подобной точки зрения придерживается большая часть тех, кого лишают прав. По данным судебного департамента при Верховном суде РФ, в 2008 году в мировых судах были рассмотрены дела о нарушении ПДД в отношении 2,254 млн лиц. Из них 80,3% подвергнуто административным наказаниям. 68% наказанных лишились прав — это примерно 1,2 млн человек. Это и есть потенциальные клиенты автоюристов: начиная с 2007 года, когда стали работать "лишенческие" статьи КоАП, подобные конторы растут как на дрожжах.

Выигрыш в защите

"В 2007 году, когда мы начинали работать, ниша была абсолютно не занята, всего пара специализированных компаний,— говорит Инесса Блинова.— А сейчас их расплодилось огромное количество".

Этот рынок в России начал формироваться только с 2008 года, рассказывает Евгений Шельмин, руководитель компании "Автоюрист". Сейчас, по его словам, в Москве около 80 компаний, специализирующихся на защите прав водителей: каждый месяц закрываются две-три фирмы и две-три открываются. "Мы крупнейшая в СНГ компания по защите прав автовладельцев: более 100 действующих офисов и персонал около 450 человек, на рынке с 2005 года",— акцентирует Шельмин. Напоминание о собственной солидности необходимо: клиенты автоюристов разборчивы, а сам новый рынок пока не устоялся, много фирм-однодневок. Достаточно снять небольшой офис, разместить рекламу — и можно заключать договоры с клиентами, после чего некоторые фирмы попросту исчезают.

"Мы расстались с двумя сотрудниками нашей компании из-за обычной халатности,— жалуется Инесса Блинова.— Они могли, например, проспать и не явиться в суд по делу клиента. Сейчас они открыли свои компании и занимаются демпингом, назначив ценник в два раза меньше, чем у нас".

Самые добросовестные автоюристы готовы пройти для клиента все судебные инстанции вплоть до Верховного суда

Среди постоянных игроков на рынке называют компании "Автоюрист", "Коллегия правовой защиты автовладельцев", "Центр содействия автовладельцам", "Дороги и право". Помимо специализированных контор помощь водителям оказывают адвокаты и юрфирмы широкого профиля. Автоюристы не скрывают раздражения по этому поводу, утверждая, что всеядная адвокатура не разбирается во всех тонкостях ведения "лишенческих" дел и только отпугивает клиента. "К нам часто приходят от адвокатов с проигрышем в двух инстанциях — те случаи, которые мы могли бы выиграть и на уровне мирового суда",— говорит Инесса Блинова.

Несмотря на такую толкотню на рынке, это не эльдорадо, простым этот бизнес только кажется. "Лишь одно дело из ста оформлено в ГИБДД должным образом, по всем остальным всегда можно найти несоответствия и явные противоречия, однако игнорирование судом этих оснований приводит к лишению прав",— объясняет Евгений Шельмин. Тем не менее, продолжает он, только 10% дел ведется с помощью юристов. Сведений об обороте рынка нет, о нем можно судить по косвенным данным. "Исходя из объема рекламы, мы предполагаем, что месячный оборот по Москве — порядка 5 млн руб.",— говорит директор компании "Центра содействия автовладельцам" Евгений Липатов.

Максим Гинзбург, руководитель портала All-jurist.ru, который представляет собой базу сведений о 10 тыс. юридических компаний, приводит такую статистику: "Менее 10% всех юристов, которые есть на нашем портале, готовы браться за услуги по отстаиванию водительских прав. Просто зачастую такие дела сложные, не всегда можно добиться результата. И клиенты не готовы платить за права большие деньги. Гораздо выгоднее такие сферы, как финансовые споры, дела с недвижимостью, где зачастую юрист получает процент от отсуженной суммы".

Расценки зависят от конкретной компании и самой "лишенческой" статьи: если за "встречку" берут 10-30 тыс. руб., то за нетрезвое вождение — 25-50 тыс. руб. Обычно с клиента берут половину суммы при заключении договора, а остаток — только в случае выигрыша дела. Впрочем, Инесса Блинова объясняет, что на одних "лишенцах" далеко не уедешь, ее компания "Дороги и право", как и многие другие, занимается также другими автомобильными проблемами — урегулированием отношений со страховыми компаниями, представительством в судах по ДТП: "По "лишенческим" статьям мы в день заключаем в среднем два-пять договоров. Да и весь этот рынок невелик. Думаю, всего по Москве заключается около 1,5 тыс. договоров в месяц".

"Нет оснований не верить инспектору"

Все административные правонарушения в области дорожного движения перечислены в 12-й статье КоАП. Среди них те, за которые предусмотрено лишение прав на разные сроки: вождение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и передача управления лицу в состоянии опьянения, отказ от медэкспертизы (фактически приравненный к "пьянке"), выезд на встречную полосу и проезд под запрещающий знак, нарушение предписаний знака "обгон запрещен", превышение скорости более чем на 60 км/ч, неправомочное использование спецсигналов, оставление места ДТП, нарушение правил перевозки опасных грузов.

Опасные грузы — это, конечно, экзотика. "Чаще всего к нам обращаются по делам о нетрезвом вождении, по отказу от освидетельствования, "встречке",— рассказывает Евгений Липатов.— То есть по статьям, по которым предусмотрены большие сроки лишения и нет альтернативы штрафа. Превышение скорости реже: там чаще дело ограничивается штрафом".

Официальная статистика подтверждает популярность "пьянки". Например, в первом полугодии 2009 года (данных за весь год пока нет) мировые суды рассмотрели 1,24 млн дел о правонарушениях в области дорожного движения, из них 322 тыс.— о вождении в нетрезвом состоянии и передаче управления нетрезвому человеку (статья 12.8). Еще 219 тыс. дел — об отказе от освидетельствования. То есть почти половина всех административных дел о нарушении ПДД приходится фактически на управление автомобилем в нетрезвом состоянии.

Для сравнения: по статье 12.24 (нарушение ПДД, повлекшее причинение вреда здоровью потерпевшего) привлечено 2,2 тыс. человек. Кроме того, Верховный суд указывает статистику по статьям 12.2, 12.4, 12.5 (управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, с заведомо подложными знаками; нарушение правил установки на ТС устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов; управление ТС при наличии условий, при которых эксплуатация ТС запрещена) — по ним привлечено 13,2 тыс. лиц.

Кстати, по статистике, количество лишений прав по статьям о нетрезвом вождении и отказе от освидетельствования не так велико — в среднем около 60%. Просто процедуры медосвидетельствования прописаны в законах довольно четко, поэтому в таких делах бывает к чему придраться, объясняет автоюрист Лев Воропаев. "Кроме того, милиционеры часто указывают старые единицы измерения — промилле, по новым требованиям содержание алкоголя в крови надо мерить в миллиграммах на литр. Вообще, большая часть дел выигрывается из-за процессуальных нарушений. То есть исход зависит не от того, был человек пьян или просто выпил кефира, а от того, как составлен протокол",— поясняет юрист.

Выиграть дело можно лишь двумя способами: либо оспорить существо правонарушения, либо упирать на наличие процессуальных нарушений, напоминает Инесса Блинова. Второй способ применяется гораздо чаще из-за того, что сотрудники ГИБДД часто неграмотно оформляют протоколы. "Ошибки разные: несоответствие протокола и схемы, приписки в оригиналах протокола, неправильно указанное время правонарушения, иногда даже год путают, бывает, что не указаны нарушенные пункты ПДД,— продолжает специалист.— Благодаря ошибкам гаишников у нас есть работа. Все эти документы надо скрупулезно изучить. Лишь около трети обращающихся к нам приносят грамотно составленные протоколы".

Довольно часто ошибаются и мировые суды — это повод оспорить их решения в следующих инстанциях. Например, в первой половине 2009 года в областных судах обжаловано 2,4 тыс. решений районных судов о лишении водительских прав и каждое четвертое решение было отменено.

Как ни странно, статистика по статье 12.15, то есть по выезду на встречную полосу, в отчетах Верховного суда отсутствует. Возможно, потому, что эти дела очень редко выигрываются привлекаемыми. "Думаю, статистика по "встречке" такова: 80% дел — проигрышные, по ним суд чаще всего занимает позицию ГИБДД",— говорит Лев Воропаев.

В итоге именно "встречка" со своими столь любимыми инспекторами нюансами, такими как поворот налево через две сплошные, езда под "кирпич" и объезд препятствия, становится самой "лишенческой" статьей. За руль ты можешь сесть совершенно трезвым, а вот на полосе встречного движения, учитывая необычайно широкую трактовку состава правонарушения, вполне можешь оказаться и нечаянно. При этом — еще одно кардинальное отличие от "пьяной" статьи — по делам о "встречке" жесткой процедуры не прописано: суд может выносить решения, основываясь на протоколе и схеме правонарушения, предоставленными ГИБДД. "Бывает, дело по алкогольному опьянению выиграть намного легче, чем дело по "встречке"",— подтверждает Евгений Шельмин.

Типичный пример борьбы определений, заканчивающейся обычно проигрышем автомобилиста. "Водитель, совершая обгон, выехал на прерывистую линию разметки,— описывает Лев Воропаев дело своего клиента.— Во время выполнения маневра прерывистая кончилась и началась сплошная. Я доказываю, что это не выезд на "встречку", а съезд с нее, то есть статья 12.6, штраф или предупреждение. Дело дошло уже до Верховного суда, все предыдущие инстанции отказывались трактовать это иначе, как статью 12.5. Моему клиенту уже не важно это решение — срок лишения истек, так что я даже не взял с него денег. Но вопрос принципиальный, поэтому я прошу у Верховного суда разъяснения, как трактовать подобные случаи".

"В судах негласное правило — верить ГИБДД, а не гражданину, фактически судья превращается в обвинителя",— продолжает Воропаев. Впрочем, не такое уж это правило и негласное. На сайте Мосгорсуда размещено интервью его председателя Ольги Егоровой журналу "Итоги", в котором она, в частности, говорит следующее: "Какие у нас основания не верить работникам милиции? Сотрудник ГИБДД является должностным лицом и отвечает за то, что написал в протоколе, не только работой, но и уголовную ответственность может понести за превышение полномочий. Именно потому мы исходим из того, что они лгать не будут".

Честь мундира — еще одна причина, мешающая выигрывать дела по лишениям. "По одному делу, возвращая права, дошли до самых верхушек,— признается один юрист, попросивший не называть его имени.— Нам сказали, что могли бы и вернуть права. Но если делать все по закону, вскроется ошибка милиционера, а это причина для лишних разбирательств".

Поэтому юристы советуют: старайтесь не доводить дело до передачи в суд. "Надо писать начальнику отделения о нарушениях, допущенных его сотрудниками при составлении протокола,— говорит Лев Воропаев.— Обычно начальники этого боятся, так что развалить дело проще всего на этом этапе. Дело может закончиться тем, что протокол просто порвут, не передавая в суд".

Еще лучше — начинать подготовку к суду прямо на месте правонарушения. Обычно первичные консультации у автоюристов бесплатны. Важно, чтобы у вас в мобильном был номер специалиста. "Чем раньше, тем лучше: очень важно не сказать ничего лишнего и не подписывать того, что позже обернется против вас",— описывает правила поведения Евгений Шельмин.

Впрочем, лишь самые честные юристы готовы сказать на первичной консультации, что дело практически безнадежно, ведь предоплату специалисты получают обычно вне зависимости от исхода дела. И рынок их услуг наверняка будет расти вместе с перечнем возможных претензий со стороны ГИБДД.

Вот, например, 20 февраля на официальном сайте ГИБДД разместили документ "Разъяснения департамента ОБДД МВД России об использовании ксеноновых фар". По нему оказалось, что ксеноновые лампы, установленные в фары, не предназначенные для них, являются "орудием административного правонарушения". Чтобы прийти к такому выводу, ГИБДД понадобились разъяснения ФГУП "Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильной электроники и электрооборудования". Автомобилистам до сих пор этого никто не объяснял. По некоторым оценкам, с неправильным ксеноном ездят сотни тысяч автомобилей. Теперь вполне официально объявлено, что за это нарушение лишают прав на срок до года, фонарей — навсегда. Чем не новая золотая жила и для инспекторов, и для автоюристов?

27.12.2024