В Госдуме хотят ввести обязательное страхование для курьеров, такой законопроект 11 июля внесла в парламент группа депутатов. В пояснительной записке они отметили, что сотрудники служб доставки часто нарушают правила дорожного движения и наносят ущерб здоровью пешеходов. При этом получить компенсацию и за физический, и за материальный вред бывает непросто, поэтому необходимо обязать бизнес работать только с теми курьерами, чья ответственность застрахована. Подробности — у Даниила Бабкина.
Идея обязательных страховок для курьеров прозвучала в Думе осенью 2023-го и воплотилась в законопроект только сейчас. Депутаты говорили, что без этого с доставщика, у которого в России нет ничего, кроме временной регистрации, взыскать ущерб крайне сложно. С позицией концептуально согласился Центробанк, отметив, что сначала надо научиться идентифицировать водителей и понять, как фиксировать ДТП с их участием, писали «Известия». Во внесенном в парламент законопроекте говорится, что компании и ИП, которые занимаются торговлей, должны привлекать к работе только застрахованных курьеров.
Технически проблем с этим возникнуть не должно, считает вице-президент компании «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов: «Во всем мире существует система страхования профессиональной ответственности. То же самое можно сделать для всех доставщиков, особенно для тех, которые передвигаются на средствах индивидуальной мобильности. Если наниматель такого курьера станет оформлять полис страхования его ответственности, то именно страховщик будет заниматься проблемой поиска ответчика и тем, кто будет платить за лечение и возмещать материальный и моральный вред в случае ДТП».
В фудтех-сервисах Яндекса “Ъ FM” сообщили, что у компании уже есть программы страхования как здоровья курьеров, так и их ответственности. Предполагается, что третьи лица могут обратиться в корпорацию, если они пострадали от доставщика, тогда она сама свяжется со страховой. Главный редактор издания Truesharing Полина Волкова позитивно оценивает идею такой обязательной страховки, но уверена, что заплатят за это потребители:
«Если, например, страховка ляжет на плечи курьеров, то есть определенный риск, что не все сразу пойдут ее оформлять, и может возникнуть дефицит кадров, следствием которого станет повышение цен. С доставщиками и сейчас, если честно, все не очень просто.
Вторая опция — если компании это возьмут на себя, то есть заключат договор с какой-то страховой. Такой вариант тоже приведет к повышению цен, потому что бизнес понесет определенные расходы на эту операционную деятельность».
Отдельная проблема, о которой говорил Центробанк, — идентификация курьеров. Если на прокатных самокатах в этом году есть номера, то те, кто трудится на сервисы доставки, пока могут ездить без них. Кроме того, важно, чтобы пострадавшие россияне обращались в страховую компанию напрямую, а не через работодателей курьеров, подчеркнул автоюрист Лев Воропаев: «Основная проблема будет в том, чтобы установить данные именно этого велосипедиста. Любая крупная компания наверняка станет отрицать, что этот доставщик выполнял ее задание.
Второй момент: да, обязательное страхование приветствуется, но необходимо обращаться не в страховую, а непосредственно к компании, которая занимается доставкой. Ведь для того чтобы нести меньше убытков, она, естественно, будет минимизировать возможности признания тех или иных случаев страховыми. Именно поэтому необходимы четкие критерии».
Весной 2024-го московский дептранс утвердил стандарт работы курьеров, который будет вводиться постепенно. Например, с 1 октября на транспорте и сумке доставщика должен быть свой уникальный номер. Цифровой ID придется получить и в специальной системе, где сотрудники пройдут проверку личности. Эксперты рынка предупреждали об усложнении входа в профессию и рисках еще большего дефицита кадров после таких мер.
Оригинал материала: https://www.kommersant.ru/doc/6830134