пр. Ленина 83,
ул. 40 л. Победы 5
8-902-602-88-33
Режим работы:
пн-пт с 9-21, сб-вс с 12-18
settings_phone Обратный звонок

«Они меня морально убили»: как челябинский автосалон разводил клиентов на миллионы

Главное управление МВД по Челябинской области возбудило уголовное дело по факту мошенничества в автосалоне «Феррум Авто», а одного из его руководителей поймали на взятке. Сотрудников компании подозревают в обмане клиентов. Многие из них обратились к нам с жалобами на «Феррум Авто», рассказав свои истории. Знать их полезно хотя бы потому, что такие фирмы работают в Челябинске давно и довольно успешно. Пострадавшим имеет смысл немедленно обратиться в полицию: это поможет в том числе вернуть деньги. Тел. 8 963 467-74-04.

Almera и Rio за 1,4 миллиона рублей

Андрей клюнул на предложение купить KIA Rio 2018 года выпуска за 550 тысяч рублей: по данным оценочного сервиса Auto.ru, такая машина стоит в среднем 676 тысяч рублей. 

Когда он приехал в автосалон «Феррум Авто» на Новоградском тракте, ему вдруг предложили другую цену и кредит с ежемесячной выплатой 40 тысяч рублей. Андрей, естественно, отказался. Тогда его убедили купить другую машину — Datsun on-Do с «автоматом». Автомобиль он выбирал жене, которой «Датсун» показался удобнее.

Определиться помогли посулы выгодных спецпредложений и обещание забрать их нынешний Daewoo Matiz 2007 года за хорошие деньги. В итоге семья согласилась.

— Пока мы обсуждали детали, жена села и подписала договор трейд-ина, — вспоминает Андрей. — Но когда я взглянул на него, оказалось, что это договор купли-продажи, и цена нашего «Матиза» — рубль. Мы подарили его автосалону.

Впрочем, этот очевидный трюк не остановил Андрея, и в итоге он с супругой уехал на Datsun on-Do, купленном за 740 тысяч в кредит. С учётом переплаты за кредит (7 лет, 17 тысяч в месяц) сумма превышает 1,4 миллиона рублей, а если добавить к этому стоимость «подаренного» Matiz, — наверное, все полтора миллиона.

— Самое обидное, что этот «Матиз» потом купил у них за 70 тысяч рублей человек из моего района, так что я постоянно его вижу, — сетует Андрей.

Похожую историю рассказывает Алексей: он ехал за Renault Logan со скидками, а остался с Nissan Almera 2018 года, который обошёлся ему с учётом всех переплат в те же 1,4 миллиона рублей. Предложив сказочные условия, сотрудники автосалона попросили Алексея внести в кассу 200 тысяч рублей первоначального взноса, «чтобы банк мог одобрить кредит» (очевидно нелепая схема). Когда условия сделки изменились, он попытался было отказаться, но внесённые им 200 тысяч возвращать ему сразу отказались, поэтому он решился на сделку.

— Они меня морально просто убили, — вспоминает он. — Это какой-то гипноз, что ли?

У ещё одного водителя, Леонида, в «заложники» взяли его предыдущий автомобиль — Geely MK Cross, — вынудив подписать договор, в котором машина оценивалась в 80 тысяч рублей, хотя её рыночная стоимость превышала 200 тысяч. В случае отказа от сделки он терял авто.

 
Пример сайта дилера из Екатеринбурга, который, по словам наших источников, работает под одной «крышей» с «Феррум Авто». Стоимость автомобилей значительно ниже, чем у официальных дилеров

Пример сайта дилера из Екатеринбурга, который, по словам наших источников, работает под одной «крышей» с «Феррум Авто». Стоимость автомобилей значительно ниже, чем у официальных дилеров

В итоге Леонид купил Datsun on-Do, но вместо 350 тысяч рублей и 5% годовых машина обошлась ему в 890 тысяч и 12% годовых. С учётом переплат цена превысила миллион, не считая потерь от недооценённого Geely.

Во всех случаях людям навязывали сомнительные услуги вроде помощи на дороге от иногородних фирм, страховок и установки допоборудования.

— Я даже судиться с ними не могу, — говорит Леонид. — На заднем бампере машины была царапина, и они предложили мне компенсацию в 40 тысяч рублей наличкой. Но за это я подписал договор, в котором указал, что не имею претензий. В случае моего обращения в суд, получается, я буду должен им неустойку в 200 тысяч.

Автосалон «Феррум Авто» полиция прикрыла в эффектной манере — с маски-шоу

Автосалон «Феррум Авто» полиция прикрыла в эффектной манере — с маски-шоу

Уголовка поможет вернуть деньги

Юрист Лев Воропаев отмечает, что уголовное дело по факту мошенничества является большим плюсом для клиентов автосалона, но подчёркивает: очень важно, чтобы их признали пострадавшими.

— Клиентам «Феррум Авто», которые считают себя обманутыми, необходимо писать заявление в полицию, — поясняет он. — Все дела могут объединить, и тогда ущерб можно будет взыскать как в рамках уголовного процесса, так и в гражданском порядке. Если будет обвинительный приговор по уголовному делу, выиграть гражданский иск можно будет практически стопроцентно.

Поэтому клиентам «Феррум Авто» необходимо как можно скорее обратиться в отделение экономической безопасности и противодействия коррупции отдела полиции «Курчатовский» УМВД России  по телефону 8-963-467-74-04.

С кого взыскивать ущерб

Пока неясно, кто станет фигурантом уголовного дела о мошенничестве: Лев Воропаев не исключает, что крайним могут сделать отдельного менеджера, но, скорее, это будет руководство автосалона (менее вероятно — собственники). Насколько реально будет вернуть деньги?

— Уголовное дело, если оно не заглохнет, — это хороший рычаг, потому что по статье 159 УК РФ возможно даже примирение сторон и освобождение от ответственности в случае, если обвиняемый рассчитался с пострадавшими, — считает Воропаев.

Но есть и подводные камни, например, фигурант дела может быть не в состоянии компенсировать ущерб всем пострадавшим, а их число уже пошло на третий десяток. Сама же фирма может принять меры, чтобы очистить счета или закрыться.

— Наверняка такова и будет стратегия, но здесь тоже есть много нюансов, например, понятие субсидиарной ответственности и ответственности контролирующих лиц. Всё это будет решаться в ходе процесса, — добавляет юрист.

Технология не меняется

Описанные методы развода автомобилистов работают годами: впервые подобные компании появились в столице ещё в нулевых. Они оболванивали иногородних клиентов, которые торопились совершить сделку в тот же день. После зачисток в столицах компании пошли в регионы.

В последние полтора года редакция 74.ru получила десятки аналогичных жалоб на другую челябинскую компанию, которая в разное время называлась «Лада Автоград», «Металл Моторс», «Лидер Автоторг». Шоурум находится по адресу: улица Братьев Кашириных, 135/5. Истории клиентов очень похожи на то, что рассказывают покупатели «Феррум Авто», поэтому складывается впечатление, что компании работают по одной «методичке».

— У этих организаций разные владельцы, — пояснил нам ситуацию координатор общественной организации «Движение» Дмитрий Золотов. — Что касается «Феррум Авто», их автосалоны до Челябинска размещались в Пышме, Екатеринбурге, Уфе. Периодически их закрывают, они съезжают, начинают в другом городе.

По нашей информации, сейчас автосалон «Феррум Авто» и их сайт не работают. Помимо уголовного дела по факту мошенничества, один из его руководителей стал фигурантом отдельного дела — за попытку предложить 500 000 рублей полицейскому. Сумма взятки, кстати, сопоставима с «маржой», которую они получают с «удачного» клиента.

Прецеденты были

Прошлой осенью 15 клиентов «Металл Моторс» написали коллективное заявление в полицию, но отдел полиции «Северо-Западный» УМВД по Челябинску отказал в возбуждении уголовного дела по статье 159 УК «Мошенничество».

В материалах проверки фигурировали объяснения сотрудников автосалона (тогда — «Металл Моторс»): они ссылались, что все документы клиенты подписывали добровольно. Этого, судя по всему, оказалось достаточно для отказа в возбуждении дела, и определённая логика в этом есть: подобные конторы вынуждают человека поставить подпись, но факт принуждения никак не фиксируется, поэтому де-юре сделка выглядит добровольной и законной.

По информации последних клиентов, обратившихся к нам с жалобой на этот же автосалон (его последние название — «Лидер Автоторг»), сейчас в нём работают уже совершенно другие сотрудники — возможно, фирма готовится к очередной смене вывески и юрлица. 

Почему же состав преступления усмотрели в действиях сотрудников «Феррум Авто»? Автоюрист Лев Воропаев считает, что дело может быть в большей жёсткости их методов работы.

— Ко мне обращались за консультацией пострадавшие от подобных салонов, и, на первый взгляд, в «Феррум Авто» работали грубее, — говорит эксперт. — В «Металл Моторсе» схема строилась на психологическом изматывании клиентов, при котором они совершали сделки фактически добровольно.

Схема «Феррум Авто», по свидетельствам пострадавших, хоть и похожа, но подразумевает и некий рычаг давления: с клиента берут предоплату, принимают его автомобиль в трейд-ин или провоцируют подписать обязательство, невыполнение которого грозит неустойками. В результате, даже осознавая невыгодные условия, клиент соглашается, боясь потерять задаток или заплатить штраф.

— Может быть, при внешней похожести методов в действиях «Феррум Авто» были проколы, давшие органам основания для возбуждения дела, — говорит Лев Воропаев.

Мы уже писали об основных признаках сомнительных фирм, продающих автомобили. Одной из клиенток «Металл Моторса» впоследствии вернули часть суммы, но в частном порядке. 

Оригинал материала: https://74.ru/text/auto/66204688/

21.12.2024