Москвичи стали чаще оформлять ДОСАГО. Об этом говорят опрошенные “Ъ FM” участники страхового рынка. Речь идет о расширенном полисе автогражданской ответственности. Его можно докупить к ОСАГО и обезопасить себя от дополнительных издержек в случае ДТП. Лимита выплат по ОСАГО не хватает на ремонт авто. А сами страховые в случае аварии чаще предлагают деньги, а не направление в сервис. Тему продолжит Аэлита Курмукова.
Москва — лидер по количеству ДТП. За семь месяцев 2024 года зафиксировано почти 5 тыс. аварий. Максимальный порог выплат по ОСАГО вот уже 10 лет составляет 400 тыс. руб. И то если действующий полис есть у обоих водителей. За это время инфляция составила почти 97%, а сами запчасти сильно подорожали за счет курса валют и логистики. И 400 тыс. руб., как утверждают опрошенные “Ъ FM” страховые компании, чаще всего уже не хватает.
Законодатели не готовы поднимать лимит, опасаясь повышения стоимости самих полисов. На практике автомобилисты в любом случае переплачивают, но имеют возможность вернуть разницу выше порога ОСАГО, говорит заместитель руководителя отдела урегулирования убытков «Абсолют Страхования» Елена Дудушкина: «Если на начальном этапе, когда клиент к нам только пришел, становится понятно, что ущерб составляет более 400 тыс., мы можем выдать направление на станцию, но при условии, что оплату сверх 400 тыс. производит он сам. Например, при ущербе в 600 тыс. руб. мы прописываем, что 200 тыс. руб. клиент оплачивает самостоятельно, и дополнительно заключаем с ним соглашение о доплате. Получается, вы производите выплату, а потом можете пойти в судебной плоскости к виновнику взыскивать эту разницу, которую вы потратили на ремонт».
Второй вариант: взять деньгами и самим ремонтировать машину. И такую опцию, как утверждают источники “Ъ FM”, все чаще предлагают страховые компании, иногда под видом отсутствия СТО или большой очереди на сервисах. Но соглашаться на это не стоит, говорит автоюрист Лев Воропаев: «Надо заставлять страховые компании направлять автомобиль на ремонт по ОСАГО. И в этой ситуации существует практика, поддержанная Верховным судом: со страховых компаний взыскивают больше 400 тыс. руб. Были случаи, взыскивали и 1 млн руб. за то, что страховщик не направил транспортное средство на ремонт. Если у второго участника ДТП нет действующего полиса ОСАГО, у пострадавшего нет каско, то в этой ситуации практически в 100% случаев судом взыщется возмещение за причиненный ущерб с виновников аварии».
Чаще всего с виновников ДТП взыскивают и разницу выше лимита ОСАГО, добавляет автоюрист Воропаев. Но нужно набраться терпения. Из-за загруженности судов в Москве и Санкт-Петербурге, такие разбирательства в первой инстанции могут длиться до года. А чтобы не судиться и не покупать каско, к примеру, лучше заранее оформить ДОСАГО — это расширенный вариант полиса ОСАГО. Но с большим лимитом покрытий, уточняет вице-президент «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов: «Если мы с вами виноваты и врезались в кого-то, а лимита ОСАГО не хватает, может помочь ДОСАГО. Страховые компании одно время очень активно продавали этот продукт.
До тех пор, пока им не стали пользовали пользоваться мошенники. Дополнительный полис обычно бывает с большим лимитом — 1-3 млн руб. Подставляли какие-нибудь старые Bentley. Несмотря на то, что мошенники по-прежнему у нас не перевелись, страховые для своих постоянных клиентов продают этот дополнительный полис. Его стоимость сопоставима со средней стоимостью полиса ОСАГО. Зависит от лимита ответственности».
Число клиентов, оформляющих ДОСАГО в Москве, за последние пару лет заметно выросло. Так утверждают опрошенные “Ъ FM” брокеры. Хотя большинство автомобилистов даже и не слышали о таком продукте. Ведь чаще всего страховые предлагают сразу каско. Единственное условие — оформить ОСАГО и ДОСАГО нужно в одной компании. А она уже сама будет разбираться с виновником ДТП через его страховую без суда.
Оригинал материала: https://www.kommersant.ru/doc/6892561