Тема стоп-линии вызывала вопросы и до появления отдельной административной статьи. Сколько стоит такое нарушение, до 2012 года определялось по-разному. Порой инспекторы квалифицировали его как пренебрежение требованиями разметки, выносили предупреждение или выписывали штраф в 300 рублей. Есть примеры, когда пересечение стоп-линии под красный приравнивалось к движению на запрещающий сигнал и каралось штрафом в 700 рублей. Согласитесь, разница есть, и если бы не появилась новая статья в КоАП, «вилка» стала бы еще больше – штраф за проезд на запрещающий сигнал увеличился с 1 января до 1000 рублей. Второй спорный момент возникает из-за объективных факторов – разметка часто затерта, а дублирующий знак «стоп» закрыт грузовиками, троллейбусами и другим крупногабаритным транспортом. Не заметил, не остановился – рискуешь уменьшить свой бюджет на несколько сотен рублей.
При подготовке очередной серии «Autochel-инструктора» нашей съемочной группе кое-как удалось отыскать в городе стоп-линии, да и те стерлись шинами до пунктира.
«Если стоп-линию не видно – это не проблема водителя, – поясняет автоюрист Лев Воропаев. – В этом случае она должна дублироваться знаком. Если разметка стерлась, знака нет, а инспектор пытается привлечь вас к ответственности, пишите в протоколе или даже в постановлении о своем несогласии, указывайте на невозможность увидеть разметку и подкрепляйте все фото- или видеосъемкой с актом, составленном в присутствии двух понятных».
Автоюрист рассказал случаи из казанской практики с видеофиксацией: на асфальте разметку не видно, зато на записи фантастическим образом появляется графическая стоп-линия. А для суда, сами понимаете, такая видеозапись будет исчерпывающим доказательством, и неважно, что на ней присутствует лишь фантом разметки. Челябинские инспекторы уверяют, что штрафовать водителей за пересечение «несуществующей» линии никто не собирается: «С 1 января Госавтоинспекция работает с учетом новых поправок в КоАП, в праздничные дни уже были выявлены нарушители правил, касающихся проезда перекрестков на красный свет, не предоставления преимущества на перекрестке транспорту, который его имеет. В основном протоколы по перечисленным нарушениям составляют в связи с ДТП, – говорит начальник отделения пропаганды ГИБДД Челябинска Алексей Горшков. – По стоп-линиям материалы не составлялись – зимой разметка на дорогах стирается: никто не будет штрафовать водителей за пересечение невидимой черты. Автоматику по этим нарушениям пока применять не планируется: камеры по-прежнему будут следить за скоростным режимом, возможно, за нарушением правил остановки и стоянки. В целом поправки в КоАП мы оцениваем положительно: как показывает практика, ужесточение ответственности дисциплинирует водителей и сокращает число нарушений».
На всякий случай полезно было бы выработать у себя привычку останавливаться за 3-5 метров до светофора (на корпус машины), чтоб уж наверняка, – на таком расстоянии по ГОСТ 52289-2004 наносится стоп-линия.
На перекрестках, где этой разметки нет, правила разрешают останавливаться у края пересекаемой проезжей части. Обратите внимание – даже не у края перекрестка, границы которого определяются по скруглению бордюра, а прямо у кромки поперечной проезжей части. Но если стоп-линии нет, важно остановиться так, чтобы не перегородить пешеходный переход. Во-первых, это неуважение к пешим участникам движения, во-вторых, за это можно попасть на приличный штраф. «Здесь имеется сразу два состава правонарушения – остановка на пешеходном переходе (300 рублей) или непредоставление преимущества пешеходам (800-1000 рублей). В данном случае будет применен больший штраф, то есть 800-1000 рублей», – объясняет наш эксперт.
Если светофор исключительно пешеходный, тормозим перед ним. Заезд на переход карается аналогично.
С теорией разобрались – теперь к практике. Часто бывает, что остановиться перед светофором на мигающий зеленый или желтый водитель не успевает. Если стоп-линии нет, на мигающий зеленый можно проехать перекресток. На желтый тоже, если не удается остановиться без экстренного торможения. Но стоп-линия, которая обычно находится на расстоянии 20-30 метров от пересекаемой проезжей части, вносит коррективы. Если проехать ее на мигающий зеленый или желтый (на большой скорости), то успеваешь проскочить «короткий» перекресток. Но если он большой, а стоп-линия отнесена далеко, маневр очень опасен, и здравый смысл подсказывает, что нужно остановиться у края пересекаемой проезжей части.
«Здесь есть некоторая сложность с трактовкой правил, – объясняет Лев Воропаев. – Они требуют, чтобы при наличии стоп-линии вы останавливались у нее на запрещающий сигнал. Допустим, вы проехали стоп-линию на мигающий зеленый и тут поняли, что преодолевать перекресток рискованно. Вы вполне разумно остановитесь за стоп-линией, но я боюсь, что некоторые ретивые инспекторы ГИБДД будут трактовать ваш маневр, как нарушение п. 6.13 правил и выписывать новый штраф 800 рублей. На самом деле вы не нарушали и поступили в соответствии с п. 10.1 ПДД: при обнаружении опасности приняли меры к полной остановке. Возможность столкновения с машинами в поперечнике – это и есть та опасность, которую вы обнаружили. Другое дело, будут ли инспекторы ГИБДД учитывать п. 10.1 на практике или подойдут к делу формально: заехал за стоп-линию – значит нарушил».
Автор книги «Наставление по общению с ДПС» Юрий Панченко рассказал, как нарушение правила стоп-линии распознается автоматической системой видеофиксации в Казани: «Она делает два снимка автомобиля с разницей в несколько секунд в момент переключения светофора на красный свет. Если на первом автомобиль был до стоп-линии, а на втором – после, система классифицирует это как нарушение. Соответственно, проезд стоп-линии на мигающий зеленый с последующим торможением не штрафуется».
Однозначным нарушением считается проезд стоп-линии на запрещающий сигнал, и неважно, почему так получилось: не рассчитали ли вы с торможением или решили «прокрасться» к перекрестку в ожидании зеленого – 800 рублей.
Помимо установки штрафа за проезд стоп-линии, с 1 января ужесточились наказания и за другие нарушения, связанные с проездом перекрестков. Движение на запрещающий сигнал теперь карается не 700, а 1000 рублей; выезд на перекресток в случае затора обойдется не в символичные 100 рублей, а в тысячу; непредоставление преимущества транспорту на перекрестке, который его имеет, тоже подорожало в несколько раз – с 100-200 рублей до 1000. Кроме того, за остановку или движение на полосе для маршрутных ТС теперь полагается не 300-рублевый штраф, а наказание в 1500 рублей. По замыслу, ужесточение санкций пойдет на пользу в борьбе с пробками и аварийностью, ведь многие из этих нарушений находятся на первых позициях среди причин ДТП. Между прочим, нынешние изменения – это только начало: летом 2012 года повысятся тарифы для еще одной партии нарушений. Подробности – в таблице.
Основные изменения в КоАП-2012
Нарушение | Бывшая/нынешняя санкция | Новый штраф в регионах | Сроки введения |
Проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика | Штраф 700 рублей | Штраф 1000 рублей | 1 января 2012 года |
Невыполнение требования об остановке перед стоп-линией при запрещающем сигнале светофора или жесте регулировщика | Штраф от 300 рублей | Штраф 800 рублей | 1 января 2012 года |
Выезд на перекресток или пересечение проезжей части дороги в случае образовавшегося затора | Предупреждение или штраф 100 рублей | Штраф 1000 рублей | 1 января 2012 года |
Невыполнение требования ПДД уступить дорогу ТС, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков | Штраф от 100 до 200 рублей | Штраф 1000 рублей | 1 января 2012 года |
Движение или остановка на полосе для маршрутных ТС | Штраф 300 рублей | Штраф 1500 рублей | 1 января 2012 года |
Игнорирование правил остановки или стоянки | Штраф 100 рублей | Штраф 300 рублей | 1 июля 2012 года |
Остановка или стоянка ТС на пешеходном переходе и ближе пяти метров перед ним, за исключением вынужденной остановки, либо нарушение правил остановки или стоянки ТС на тротуаре | Штраф 300 рублей | Штраф 1000 рублей | 1 июля 2012 года |
Остановка или стоянка в местах остановки маршрутных ТС, а также ближе 15 метров от них | Штраф 100 рублей | Штраф 1000 рублей | 1 июля 2012 года |
Остановка или стоянка на трамвайных путях или далее первого ряда от края проезжей части | Штраф 100 рублей | Штраф 1500 рублей | 1 июля 2012 года |
Нарушение правил по дворовым территориям (стоянка с включенным двигателем, сквозной проезд, учебная езда и т. д.) | Штраф 500 рублей | Штраф 1500 рублей | 1 июля 2012 года |