Конфликт произошел, когда женщина ждала такси, чтобы ехать в больницу
Челябинка Бахыт стояла на тротуаре около поликлиники на Островского, 81, ожидая такси, чтобы поехать на госпитализацию. В этот момент на тротуар заехал Hyundai Creta и без видимой причины толкнул Бахыт бампером, остановился и затем подъехал еще ближе, смяв сумку, которая стояла у ног Бахыт. Вместо извинений водитель выскочил и, судя по видеозаписи, вел себя агрессивно, замахивался на нее. В заявлении в полицию Бахыт указала, что он выскочил из машины со словами: «Что орешь, чурка? Вас завезли сюда, чтобы нас обслуживать!» Инцидент, случившийся 29 октября 2024 года, попал на запись регистратора соседней машины. Но, несмотря на очевидность произошедшего, спустя месяц выяснилось, что силовики не готовы наказывать агрессивного хама.
Бахыт — уроженка Челябинской области и уже два десятка лет живет в самом Челябинске. Она рассказывает, что в поликлинику обращалась из-за проблем с высоким давлением и в тот день плохо себя чувствовала, поэтому меньше всего хотела с кем-то конфликтовать. Hyundai появился неожиданно, заехал на тротуар, толкнул ее.
— Я успела отпрыгнуть, но он смял мою сумку, которая в итоге порвалась, халат из нее выпал.
Бахыт говорит, что водитель Hyundai кинулся к ней, разговаривал крайне грубо, потом замахнулся для удара (это есть на видео). В заявлении в полицию она указала:
— Он продолжал меня оскорблять неоднократно, повторяя «чурка», «чучело», «вас завезли, чтобы обслуживать нас, русских, я здесь родился, и ты мне ничего не сделаешь».
Бахыт говорит, что по национальности является казашкой, но родилась в России и всегда жила в Челябинской области. У нее высшее экономическое образование, работает она бухгалтером. Бахыт подчеркивает, что этот вопрос в принципе вторичен.
— А что, если бы это был трудовой мигрант, можно было бы давить его машиной и оскорблять? — спрашивает она.
Сразу после произошедшего Бахыт вызвала ГАИ. Экипаж приехал и зафиксировал, что место столкновения было на тротуаре. В определении указано: «В результате ДТП повреждена сумка». Напомним, что для квалификации инцидента как дорожно-транспортного происшествия необходимо, чтобы в результате движения транспортных средств по дороге был нанесен вред здоровью людей или их имуществу.
Согласно документам ГАИ, водителя Hyundai зовут С. В. Марусин. За оставление места ДТП ему грозило лишение прав на 1–1,5 года.
Был ли ущерб?
На днях Бахыт получила на руки постановление о прекращении производства по административному делу, в котором указано:
— В ходе проведения административного расследования было установлено, что при осмотре сумки и автомобиля Hyundai Creta повреждений не обнаружено.
Бахыт не согласна с такими выводами: она говорит, что разорванную сумку зафиксировали инспекторы, приехавшие на место, также она предоставляла фотографии. Неофициально представители ГАИ объяснили нам, что дело не возбудили, потому что Бахыт не смогла предоставить документов, которые бы подтверждали наличие ущерба.
Автоюрист Лев Воропаев считает такую позицию во многом лукавой.
— Она не должна была доказывать наличие повреждений сумки, поскольку речь идет об Административном кодексе и здесь установление всех обстоятельств лежит на ГАИ и судах, — говорит он. — Если в определении указывалось наличие повреждений, этого достаточно для того, чтобы говорить о ДТП, ГАИ должна была возбудить административное дело и, если сотрудники не хотят собирать доказательства об ущербе, то они составляют протокол об административном правонарушении и передают дело в суд. Суд будет уже разбираться в этом деле, в том числе решит вопрос о том, был ли причинен материальный ущерб и считается ли данное происшествие дорожно-транспортным. И, как показывает практика, наличия фотографии прорванной сумки и пояснений потерпевшей достаточно для привлечения виновного гражданина к ответственности.
Мы направили запрос в ГАИ с просьбой разъяснить, почему экипаж ДПС зафиксировал повреждения сумки, но в постановлении говорится об отсутствии таковых. Мы опубликуем ответ после получения.
«По мотивам национальной ненависти»
На следующий день после конфликта Бахыт обратилась в отдел полиции «Курчатовский», где написала заявление. В нем Бахыт указывает, что водитель Hyundai совершил преступление по пункту «б» части 1 статьи 213 УК РФ «Хулиганство». Под таковым Уголовный кодекс понимает грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти. За это предусмотрен широкий спектр наказаний вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет.
— Противоправные действия водителя Hyundai в отношении меня были вызваны исключительно мотивами национальной ненависти и вражды, утверждением своего национального превосходства и отношением ко мне как к человеку второго сорта, — указывает Бахыт в заявлении в полицию. — Деяние совершено в общественном месте, выражает явное неуважение к обществу и нормам поведения в обществе, о чем свидетельствует заезд водителя на тротуар, намерение совершить наезд на пешехода неславянской внешности, демонстративный наезд на имущество пешехода, оскорбления в мой адрес по национальному признаку и в присутствии постороннего лица.
Спустя месяц Бахыт получила ответ из полиции. Проводить доследственную проверку по признакам уголовной статьи о хулиганстве там не стали, а материалы об инциденте передали в прокуратуру Курчатовского района для проведения проверки и принятия решения по статье административного кодекса 5.61 «Оскорбление». Штраф за это для физлиц составляет 3–5 тысяч рублей.
Мы попытались связаться с водителем Hyundai по номерам, указанным в материалах дела, однако телефон не отвечал. Мы готовы отразить его позицию в статье: связаться с редакцией можно через форму обратной связи в конце статьи. Также мы обратились к прокурору Курчатовского района Андрею Ветриченко с просьбой прокомментировать ход рассмотрения дела.
Оригинал материала: https://74.ru/text/auto/2024/11/27/74377748/